понедельник, 30 ноября 2009 г.
ATI Radeon HD 5970: бескомпромиссный монстр
14:54 |
Автор:
Евгений |
Изменить сообщение
В точном соответствии с объявленными ранее планами, AMD представляет пополнение в линейке ATI Radeon HD 5x00 – на этот раз, предназначенное для тех, кому нужна скорость любой ценой.
редставила на суд публики четвёртое поколение Radeon HD, прошло уже немало времени. В течение всего этого времени дела ATI шли в гору, она упорно отвоёвывала у своего злейшего врага, корпорации Nvidia, потерянные в «период застоя» территории, но не останавливалась на этом, а упорно шла вперёд, продолжая успешное наступление на всех фронтах. Столь длительная цепь побед может быть названа беспрецедентным явлением в истории индустрии потребительской трёхмерной графики, но мы с уверенностью можем сказать, что во многом она является следствием правильно выбранной стратегии.
Эта стратегия AMD/ATI ныне известна всем, кто хоть немного интересуется миром игрового 3D на платформе PC. В то время, как «зелёные» решили сделать ставку на максимально дорогое в производстве и чудовищно сложное по тем временам ядро G200, «красные» решили не класть все яйца в одну корзину, а пойти на разумный компромисс между себестоимостью и производительностью — и на свет появился RV770. Результаты следования выбранным стратегиям широко известны — детище Nvidia, состоявшее из 1,4 миллиарда транзисторов и использовавшее 512-битную шину памяти, попросту опередило своё время и оказалось невыгодным для своего создателя, в то время как семейство Radeon HD 4800 произвело настоящую революцию, установив новый стандарт производительности среди доступных однопроцессорных игровых видеоадаптеров.
Но не будем повторяться, лишь вкратце напомним, что не забыла ATI и про энтузиастов, требующих от видеоадаптера максимальной производительности и готовых ради этой производительности пойти на любые денежные затраты — для них был выпущен ATI Radeon HD 4870 X2. Объёдинённая на одной плате мощь двух RV770 долгое время оставалась непревзойдённой, и лишь выпуск GeForce GTX 295 позволил Nvidia перехватить инициативу. Впрочем, не слишком удачно — симметричный ответ на Radeon HD 4870 X2 получил в наследство и все недостатки архитектуры G200, причём, умножив их на два, в результате чего закономерно оказался чрезвычайно дорогим и малодоступным решением.Сравнительно недавний анонс пятого поколения ATI Radeon HD показал, что графическое подразделение AMD и далее намерено придерживаться успешно выбранной стратегии. В рамках этой стратегии первым на сцену вышел графический процессор RV870 «Cypress», ставший основой для производительных однопроцессорных решений — Radeon HD 5870 и HD 5850, причём, старшая модель показала, что может тягаться на равных с двухпроцессорными решениями предыдущего поколения. Таким образом, ATI в очередной раз удалось повторить свой подвиг и установить новый стандарт производительности в секторе мощных, но при этом сравнительно доступных однопроцессорных игровых карт. Вслед за этим последовал анонс бюджетного семейства Radeon HD 5700, для которого был разработан отдельный чип, RV830 «Juniper», являющийся упрощённой версией Cypress. И здесь ATI ждал успех, хотя 128-битная шина памяти и не дала Radeon HD 5770 выйти на уровень Radeon HD 4890.
Вслед за анонсом недорогих карт линейки 57xx пришла пора выкатить из ангара и сверхтяжёлое «орудие», наследника знаменитого Radeon HD 4870 X2, известного под кодовым названием «Hemlock». Сможет ли он повторить успех своего предшественника и поднять планку производительности в секторе решений для энтузиастов? Будучи не понаслышке знакомыми с внушительными возможностями даже одного RV870, мы практически в этом не сомневаемся, однако в наших правилах — подвергать любое теоретическое предположение практической проверке, и, разумеется, этой судьбы не миновать и новому «Hemlock». Встречайте ATI Radeon HD 5970!Новинку без преувеличения можно назвать настоящим чудовищем, поскольку и без того впечатляющие технические характеристики Radeon HD 5870 она, по сути, умножает на два. Несколько странно выглядит выбор официального номера модели для «Hemlock»: куда логичнее и привычнее смотрелось бы название Radeon HD 5870 X2, но, по всей видимости, ATI хочет окончательно унифицировать и стандартизировать правила наименования своих модельных рядов, отказавшись от всевозможных суффиксов и приставок в названиях, в своё время вносивших немало путаницы и смущавших потенциальных покупателей. Давайте рассмотрим технические характеристики Radeon HD 5970 подробнее:
Увы, повторить подвиг, осуществлённый при проектировании Radeon HD 4870 X2, ATI не удалось: если ранее инженеры-разработчики смогли разместить на одной плате два ядра RV770 и два комплекта памяти GDDR5, не снижая при этом их тактовых частот, то в случае с Radeon HD 5970 такой номер не прошёл. Дабы сохранить в приемлемых пределах уровень тепловыделения, частоты GPU и памяти пришлось существенно понизить относительно одночипового Radeon HD 5870: с 850 до 725 и с 1200 (4800) до 1000 (4000) МГц, соответственно. Если предположить, что технология CrossFire работает всегда, то беды в этом нет — понижение тактовых частот GPU будет скомпенсировано вдвое большими вычислительными и текстурными мощностями, а пропускная способность подсистемы памяти даже при понижении частот останется на непревзойдённом уровне. Но мы знаем, что всем наиболее распространённым на сегодня реализациям графической мультипроцессорности свойственен один существенный недостаток, а именно, зависимость от программной поддержки со стороны драйверов и игр. Отсюда следует, что в том случае, если какое-либо 3D-приложение по тем или иным причинам окажется несовместимым с технологией ATI CrossFire, производительность Radeon HD 5970 может упасть ниже показателей Radeon HD 5870, единственный процессор которого работает на большей частоте. Этот простой факт в сочетании с рекомендованной стоимостью Radeon HD 5970, составляющей 599 долларов, наверняка заставит задуматься не одного энтузиаста.
Тем не менее, факт остаётся фактом — Radeon HD 5970 действительно является самой мощной одиночной игровой графической картой, по крайней мере, на этой планете. И он явно намерен оставаться ею ещё долго: официальный анонс Nvidia GeForce 300 перенесён на 2010 год, само новое ядро Nvidia Fermi существенно превосходит по сложности RV870 Cypress, поэтому двухпроцессорные карты на его основе появятся далеко не сразу (если вообще появятся), а однопроцессорные будут явно уступать в производительности Radeon HD 5970. Новинка — продукт Больших Чисел: 640 унифицированных вычислительных процессоров, 3200 ALU, 160 текстурных модулей и 64 блока RBE способны впечатлить кого угодно, даже самого скептично настроенного энтузиаста, готового расстаться с 600 долларами. Кроме того, ничто, кроме финансовых ограничений, не запрещает приобрести сразу две такие карты и получить действительно непревзойдённую в плане производительности игровую платформу CrossFireX, способную обеспечить приемлемые показатели даже в разрешении 7680х1600.
Надо сказать, что создание подобного монстра действительно оказалось для команды разработчиков ATI непростой задачей, потребовавшей, в частности, полной переработки системы охлаждения, вызывавшей немало справедливых нареканий в случае с Radeon HD 4870 X2. Забегая вперёд, скажем, что разработчики справились с этой задачей достойно, обеспечив не просто эффективный отвод тепла от двух RV870, но и создав неплохой задел по разгону, на что упирает даже сама Advanced Micro Devices. Эта тема будет более подробно освещена нами ниже, в соответствующем разделе сегодняшнего обзора, а пока предлагаем читателям познакомиться в деталях с «анатомией» и «физиологией» Radeon HD 5970.
Хотя на первый взгляд Radeon HD 5970 весьма напоминает Radeon HD 5870 — тот же строгий прямоугольный чёрный кожух с красной полосой — печатная плата, на которой должны располагаться два ядра RV870, два комплекта высокоскоростной памяти GDDR5, коммутатор PCI Express, а также мощные стабилизаторы питания, отвечающие за надёжное энергоснабжение всего этого хозяйства, по определению не может быть компактной.
И действительно, длина Radeon HD 5970 составляет более 34 сантиметров против 27 сантиметров у Radeon HD 5870 и Radeon HD 4870 X2. Такая карта поместится далеко не в любой корпус, но она и не предназначена для установки в компактные «кубики» или системы HTPC — её уделом являются мощные игровые платформы, как правило, собираемые в просторных корпусах, вроде Chieftec Aegis, CoolerMaster Cosmos, SilverStone Temjin или Antec P193. Видеоадаптер достаточно массивен, его вес составляет целых 1,2 килограмма, так что мы крайне не рекомендуем запускать, а тем более, перемещать систему с установленным в неё Radeon HD 5970, не прикрутив предварительно его крепёжную планку к корпусу. В противном случае, есть солидный риск повредить и карту, и слот PCI Express на системной плате.
С установленной системой охлаждения ничего интересного увидеть в конструкции Radeon HD 5970 не удастся, так что мы поспешили её демонтировать. Процесс демонтажа очень прост — достаточно открутить два винта на крепёжной планке, ряд винтов с обратной стороны карты, а также снять Х-образные пружины, обеспечивающие надёжный прижим графических ядер к теплообменнику системы охлаждения.Конструктивно новинка весьма напоминает своего предшественника, Radeon HD 4870 X2, но это и неудивительно — существует крайне немного способов разместить на одной печатной плате довольно крупный чип коммутатора PCI Express, два высокопроизводительных GPU со своими банками памяти и, самое главное, способную прокормить всё это хозяйство подсистему питания.На плате установлена память GDDR5 производства Hynix. Маркировка H5GQ1H24AFR-T2C указывает на ёмкость 1 Гбит (32Мх32), напряжение питания 1,5 В и номинальную частоту 1250 (5000) МГц; такие же чипы мы видели на Radeon HD 5770/5750. Каждое графическое ядро имеет свой банк локальной памяти ёмкостью 1 ГБ с 256-битным доступом, состоящий из восьми микросхем, половина которых расположена на обратной стороне печатной платы. Всего, таким образом, Radeon HD 5970 несёт на борту 16 микросхем GDDR5 общим объёмом 2 ГБ, однако объём видеопамяти, доступный трёхмерным приложениям, разумеется, составляет 1 ГБ, поскольку технически этот видеоадаптер является ничем иным, как тандемом Radeon HD 5870 CrossFireX, собранным на одной плате.Как было сказано в предыдущей главе данного обзора, частота, на которой работает память Radeon HD 5970, была серьёзно снижена по сравнению с аналогичным параметром Radeon HD 5870 — с 1200 (4800) до 1000 (4000) МГц. Волноваться о нехватке пропускной способности, тем не менее, не следует — из-за особенностей, свойственных современным системам multi-GPU, общая производительность подсистемы памяти Radeon HD 5970 составляет 256 ГБ/сек, что даже выше показателя GeForce GTX 295, имеющего две 448-битные шины памяти, но оснащённого сравнительно медленной памятью GDDR3. Кроме того, использование чипов GDDR5 с суффиксом T2C, рассчитанных на частоту 1250 (5000) МГц в совокупности с мощной подсистемой питания оставляет неплохой простор для разгона.Radeon HD 5970: уровень энергопотребления, тепловой режим, шумность и разгон
Как известно нашим читателям, однопроцессорный собрат новинки, Radeon HD 5870, в тесте на уровень энергопотребления показал великолепные результаты, особенно с учётом его производительности в реальных приложениях. Аналогичная информация о Radeon HD 5970 представляет столь же существенный интерес, поэтому мы провели соответствующую тестовую процедуру и для него, используя проверенный временем специальный тестовый стенд со следующей конфигурацией:
Процессор Intel Pentium 4 560 (3,6 ГГц, LGA775)
Системная плата DFI LANParty UT ICFX3200-T2R/G (ATI CrossFire Xpress 3200)
Память PC2-5300 (2x512 МБ, 667 МГц)
Блок питания Enermax Liberty ELT620AWT (мощность 620 Вт)
Microsoft Windows Vista Ultimate SP2 32-bit
Futuremark PCMark05 Build 1.2.0
Futuremark 3DMark06 Build 1.1.0
Нам известны нарекания на устарелость применяемой нами методики измерения уровня энергопотребления современных графических карт. Тем не менее, использование в качестве нагрузки Futuremark 3DMark06 обусловлено сохранением преемственности результатов, поскольку именно с помощью этого тестового инструмента нами и был накоплен массив данных об энергопотреблении множества графических карт, а смена методики сделала бы некорректным сравнение новых результатов измерений со старыми. Впрочем, мы уже работаем над созданием более современного измерительного стенда, практически полностью автоматизирующего процедуру замеров уровня энергопотребления. Все имеющиеся в нашем распоряжении графические адаптеры вскоре будут подвергнуты повторному тестированию на новом стенде, и в дальнейшем любая новинка будет тестироваться исключительно по новой методике.По результатам тестирования в 3DMark06 новый двухпроцессорный флагман Advanced Micro Devices оказался даже несколько более экономичным, нежели Nvidia GeForce GTX 295, что, впрочем, после аналогичного теста Radeon HD 5870 нас не особенно удивило. Измеренный уровень энергопотребления Radeon HD 5970 практически совпал с нашими теоретическими предположениями. Как обычно, в FurMark пиковый показатель оказался выше, но на этот раз несущественно — всего на 12,4 Вт. Не исключено, что это может быть связано с программной защитой, реализованной в драйверах ATI Catalyst, и призванной защитить систему питания видеоадаптера от выхода из строя в том случае, если карта подвергается запредельной нагрузке, не встречающейся в реальных условиях. Сколь громко бы не протестовали против такого определения энтузиасты разгона и сторонники синтетических тестов, но факт остаётся фактом — именно такой нагрузкой и является OpenGL FurMark: в одной из недавних статей мы пытались найти игру, нагружающую систему столь же сильно, сколько связка из пары синтетических тестов, одним из которых был FurMark, но потерпели поражение. По этой причине данные об энергопотреблении карт в FurMark представляют более теоретический, нежели практический интерес.
Что касается раскладки по отдельным линиям питания, то основная нагрузка приходится на 8-контактный разъём PCIe 2.0; в пике она может достигать 120—125 Вт. Шестиконтактный разъём нагружен существенно меньше, и уж совсем незначительно нагружается силовая часть слота PCI Express x16. В целом, Radeon HD 5970, конечно же, нельзя назвать сверхэкономичным, но требовать этого от решения, изначально созданного для того, чтобы покорять рекорды скорости в 3D, было бы нелогично, тем более, что в своём классе новинке удалось поставить новый рекорд.
Новая конструкция системы охлаждения Radeon HD 5970 проявила себя, на первый взгляд великолепно, по крайней мере, если верить данным Catalyst Control Center
Заключение
Итак, как уже было сказано, на небосклоне мира современной игровой трёхмерной графики действительно взошла новая звезда — Radeon HD 5970. Появление этой новинки было закономерным и ожидаемым, и, в сущности, она повторила путь своего идеологического предшественника, Radeon HD 4870 X2, и, как и он, принесла жаждущим скорости игрокам невиданный прежде уровень производительности. В настоящее время ни одно из игровых графических решений не может соперничать с новинкой ATI/AMD.
Технически, Radeon HD 5970 очень напоминает Radeon HD 4870 X2, но использует графические процессоры нового поколения RV870 «Cypress», а также не использует не оправдавшей себя технологии Sideport. В остальном, это классическое решение CrossFireX, выполненное на одной печатной плате, поддерживающее все современные стандарты, включая DirectX 11, но унаследовавшее от более ранних систем ATI CrossFire их главный недостаток, свойственный, впрочем, и технологии Nvidia SLI, а именно — зависимость максимальной производительности от программной поддержки multi-GPU в играх и драйверах. В очередной раз на этот недостаток указали результаты, полученные в Need for Speed: Shift.Radeon HD 5970: выводы
Достоинства:
Непревзойдённый уровень производительности в современных играх
Широкий выбор режимов FSAA
Лучшее в индустрии качество сглаживания в режиме Edge-detect CFAA
Лучшее в индустрии качество анизотропной фильтрации
Поддержка вывода на три монитора
Поддержка DirectX 11, Shader Model 5.0 и DirectCompute 11
Полноценная аппаратная поддержка декодирования HD-видео
Качественный постпроцессинг и масштабирование HD-видео,
Интегрированное звуковое ядро с поддержкой звуковых форматов HD
Сравнительно невысокий уровень энергопотребления (в своём классе)
Хорошая эффективность системы охлаждения
Недостатки:
Очень большие габариты
Большой вес
Высокий уровень шума в режиме 3D
Зависимость от программной поддержки multi-GPU
Предположения подтвердились — Radeon HD 5970 действительно стал самой быстрой игровой графической картой. Да и как они могли не подтвердиться, когда Radeon HD 5870, использующий одно ядро RV870, зачастую, смог показать производительность не хуже, или даже лучше двухпроцессорных решений предыдущего поколения, а ведь Radeon HD 5970 несёт на борту два таких ядра? Да, из-за вынужденного снижения частот GPU и памяти, предпринятого разработчиками графического подразделения AMD, масштабируемость новинки оказалась далёкой от теоретического максимума, но и в таком виде Radeon HD 5970 не оставил ни единого шанса Nvidia. И такая ситуация будет сохраняться, по меньшей мере, до выпуска игровых карт Nvidia на базе Fermi — да и там ещё неизвестно, чья возьмёт, ведь однопроцессорный вариант такой карты априори будет уступать Radeon HD 5970 по части технических характеристик и вычислительных мощностей, а двухпроцессорный наверняка окажется чрезвычайно сложным и запредельно дорогим. Настолько сложным и дорогим, что может и вовсе не увидеть света. Таким образом, надо признать, что AMD на данный момент удалось прочно закрепиться на позиции лидера в сфере игровой 3D-графики, и такое положение компания явно намерена сохранять долго.
Из недостатков Radeon HD 5970 можно отметить лишь внушительные габариты и сравнительно высокий уровень шума, создаваемый системой охлаждения в режиме 3D, но никто и не ожидал, что решение, изначально рассчитанное на достижение бескомпромиссного уровня производительности в современны играх, будет компактным и бесшумным: за наличие на борту новинки двух RV870 закономерно пришлось заплатить не только деньгами, но и акустическим комфортом. Впрочем, о деньгах тоже забывать не стоит: к недостаткам Radeon HD 5970 можно отнести и высокую рекомендованную цену — 599 долларов, но решения такого класса никогда не были дешёвыми, история игрового 3D знала и более высокие цены — достаточно вспомнить Nvidia GeForce 8800 Ultra, стоивший в своё время более 800 долларов.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Поиск по этому блогу
Наши контакты
Отдел
Это интерестно
В Днепропетровске стартовал экологический социальный проект - " Цветущий город-счастливые люди - Это жизнь "
Архив блога
-
▼
2009
(91)
-
▼
ноября
(18)
- ATI Radeon HD 5970: бескомпромиссный монстр
- Windows 7 для бизнеса: что получат ИТ-службы
- Новая версия патча для включения PhysX в гибридных...
- Выбираем CPU для геймера: ноябрь 2009
- Изменение фонового изображения на экране входа в с...
- Как включить учетную запись администратора в Windo...
- Есть ли смысл в скоростной памяти DDR2 и DDR3?
- Материнская плата GIGABYTE P55-UD6 – максимум возм...
- В Google обещают, что компьютеры с ОС Google Chrom...
- Формату Blu-ray не миновать успеха
- Sony Ericsson XPERIA X10 выйдет в феврале 2010 года
- G.Skill выпустила память DDR3 2200 МГц
- Технологии Lucid Hydra
- Отчет об уязвимостях за 2009 год
- Какой винчестер выбрать?
- Acronis® Recovery™ для Microsoft Exchange
- Acronis® Snap Deploy® 3 для персональных компьютеров
- Opera Mini 5 - большой шаг вперед
-
▼
ноября
(18)
Реклама от Google
|
Мой список блогов
Реклама баннерообменных сетей
Темы нашего блога
Вирусы
Сборка компьтера
железо
Microsoft
Безопасность
Антивирусы
Microsoft Windows
Operating system
хакеры
Windows
Интернет
Процессоры
Разгон
Hardware
Защита
видеокарты
Intel Corporation
Windows Vista
Windows XP
Браузеры
Hard disk drive
Nvidia
Operating Systems
Видео
Advanced Micro Devices
GeForce
Linux
Mozilla Foundation
Serial ATA
Video Games
Итернет
Флеш память
Antivirus
Browsers
DirectX
HDD
Hewlett-Packard
Intel Core 2
Kaspersky Lab
PCI Express
Pentium
Programming
Radeon R700
Security
Window 7
Athlon 64 X2
HP
0 коммент.:
Отправить комментарий